Главная / Новости / Почему самокаты опасны не только для пешеходов, но и для самих водителей

Почему самокаты опасны не только для пешеходов, но и для самих водителей

На сегодняшний день электросамокаты ПДД не регулируются, а их водители приравниваются к пешеходам. Между тем, растущая статистика травм требует умения безопасно управлять средствами индивидуальной мобильности. Причем когда мы говорим, что электросамокаты опасны, мы имеем в виду и пешеходов на тротуарах, и самих водителей!

Почему самокаты опасны не только для пешеходов, но и для самих водителей

freepik

В мэрии Москвы сообщают, что только сервисом кикшеринга в городе активно пользуется больше 1,5 млн человек. А ведь есть и счастливые обладатели собственного «микротранспорта». С ростом числа самокатчиков на дорогах, случаи с публичными персонами, ставшими жертвами электротранспорта, привлекают к проблеме дополнительное внимание. «С самоката – в кому» — гласили заголовки новостей, повествующих о происшествии с солистом балетной труппы Мариинского театра Давидом Залеевым, который получил травму головы, неудачно лавируя в пешеходном потоке. Одной из самых харизматичных фигур российского глянца – Алене Долецкой – повезло больше, возможно  потому что за рулем мобильного транспортного средства была не она, а курьер, спешивший выполнить заказ. Однако в результате нежданного столкновения в центре Москвы журналистка получила перелом кисти и ушибы.

Пока СИМ (средств индивидуальной мобильности, к которым относят электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и пр.) имеют неопределенный статус и не регулируются правилами, врачи-травматологи не останутся без работы, а новостные издания – без насыщенной хроники происшествий.

Как обезопасить себя в городе и снизить риск травм? 

Статистика роста травматизма в связи с популярностью СИМ в России пока не ведется. Но есть данные Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России о том, что за первое полугодие 2022 г. зафиксировано 370 происшествий с участием СИМ (+174% к аналогичному периоду прошлого года). Скорее всего, их было больше: не все столкновения заканчиваются серьезными травмами и оформлением ДТП. Но и эта цифра, заставляет задуматься. Больше всего «официальных аварий» случилось в Москве (94) и в Санкт-Петербурге (57).

freepik

Между тем, отслеживание причин несчастных случаев и характера травм проводилось в Великобритании и США. Так, исследователи больницы Челси и Вестминстера собрали и проанализировали данные пострадавших, попавших в три лондонские больницы. Изучались травмы, связанные с повреждениями опорно-двигательного аппарата. У 20 пациентов было выявлено в общей сложности 27 переломов в области стопы и лодыжки. 45% (9 из 20) пациентов нуждались в хирургическом лечении. Примечательно, что оперативное вмешательство значительно чаще (в 70% случаев) требовалось тем, кто мчался со скоростью более 25 км/час. У них же было больше шансов получить открытый перелом. Энергия удара возрастает с нарастанием скорости не линейно, а в квадрате (вспоминаем школьные уроки физики). Так что в случае падения или столкновения на большой скорости риск серьезно пострадать закономерно возрастает. 

Статистика в Калифорнии показывает, что поездки на электросамокатах отправляют в больницы людей чаще, чем прогулки на велосипедах или пешком.

На протяжении года специалисты отслеживали причины несчастных случаев в двух клиниках  Лос-Анджелеса. Чаще в «неотложку» попадали люди после инцидентов с самокатами. Таких потерпевших насчитали 249 человек. Количество пострадавших велосипедистов и пешеходов оказалось ниже: 195 и 181, соответственно.

Кстати, в Великобритании «гонять» на электросамокатах долгое время допускалось лишь на частных территориях с разрешения землевладельца. Ситуация изменилась в пандемию. Общественность выступила за то, что индивидуальный вид транспорта более безопасен, чем общественный.

freepik

Ездить по тротуарам безопаснее?

Есть мнение, что ради безопасности имеет смысл ездить исключительно по тротуарам, избегая автотранспортных магистралей. Это не совсем так. Разумеется, выезд на самокате на оживленную магистраль, вне всякого сомнения, рискованное мероприятие. Однако и на тротуаре немало факторов, способных вызвать травмоопасное происшествие.

Страховой институт дорожной  безопасности (IIHS) в США публикует данные о том, что большинство травм с электросамокатами (59%) происходит именно на тротуарах. Непредвиденные наезды на высокий бордюр, попадание колеса в выбоину на плохо освещенных участках дороги во многих случаях влекут падение. При резком торможении самокат срабатывает как рычаг и выкидывает человека вперед. Опасными оказываются и экстренные маневры при попытке избежать столкновения с пешеходами, появившимися «из ниоткуда». Неопытность «гонщика» тоже играет роль. 40% происшествий происходят в первую поездку!

Большинство травм с электросамокатами (59%) происходит именно на тротуарах

freepik

Колесо фортуны: правила безопасного перемещения на самокате

  1. Устанавливайте скорость 20-25 км/ч, даже если ваш «верный электродруг» может разогнаться до 100 км/ч (такие модели сегодня существуют).
  2. Во дворах – «медленная зона», чтобы не пришлось экстренно тормозить и лететь через руль из-за выскочившего наперерез ребенка или домашнего питомца. Помните, что в отличие от авто или мотоцикла, вы едете практически бесшумно.
  3. Ставьте обе ноги на платформу (одна чуть впереди, вторая чуть сзади). В таком положении удобнее держать баланс.
  4. Не размещайте второго пассажира перед собой. Ездить на самокате вдвоем запрещено неспроста. При повышенной нагрузке он теряет в маневренности.
  5. Во время езды не пользуйтесь наушниками (особенно с шумоподавлением). Это повышает риск выпустить ситуацию из-под контроля и спровоцировать экстренное торможение.
  6. Избегайте поездок в темное время суток и во время дождя. Даже, если на самокате установлена защита от воды. На мокром асфальте, плитке из-за снижения сцепления колес с поверхностью есть риск не справиться с управлением.
  7. Если вы берете самокат в кикшеринге, проверьте его перед стартом. Протестируйте работу рычага тормоза.

freepik

Можно ли кататься на электросамокатах детям? 

Отдельно остановимся на правилах безопасности для детей. Электросамокат, который вы покупаете для подростка, должен иметь ограничение в скорости – 15 км/ч. Для совсем малышей — до 5 км/ч. Обратите внимание, чтобы чадо уяснило, что выезжать сломя голову на дорогу со двора не следует. Самокатчик, стремительно высочивший из-за припаркованных автомобилей, не оставляет водителю движущегося авто шансов.

Если ребенок просит купить электросамокат, но вам кажется, что он не дозрел… То вам не кажется. Начните знакомство с этим видом транспорта со старой знакомой модификации – без мотора. Тем более, подобное катание замечательно сказывается на физическом развитии ребенка.

Развивается вестибулярный аппарат, улучшаются баланс и координация. Ребенок приучается чувствовать свое тело. Укрепляются мышцы ног и туловища. Дополнительный бонус: тренировка зрения за счет постоянной смены фокуса внимания с ближних точек на дальние. И, конечно же, мотивацию больше времени проводить на открытом воздухе никто не отменял.

Главное – приучить ребенка менять опорную ногу во избежание асимметричных нагрузок. Еще один момент – правильная обувь. Она должна быть хорошо зафиксирована на стопе. Идеальный вариант – кроссовки. А вот кататься на самокате в шлепках, балетках  нельзя. При наличии деформаций и нарушений в работе ОДА, как и в случае с любыми видами спорта и активностями, необходима консультация врача-подиатра или ортопеда. При необходимости он предложит провести коррекцию движений при помощи индивидуальных ортезов полного контакта.

И во всем, разумеется, хороша мера. Кататься более полутора-двух часов в день на самокате не стоит, чтобы не перенапрягать отдельные группы мышц и связки. Хорошо планировать прогулку так, чтобы ребенок чередовал катание с бегом или ходьбой.

Источник

Смотрите также

В чём советская медицина так впечатлила ВОЗ, что та рекомендовала её как образец

Споры по поводу того, хороша или нет была советская медицина, не утихают. А вся соль вопроса в том – …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *